Рекомендации по эксплуатации строп
Рекомендации по эксплуатации канатных и цепных строп
- Вес поднимаемого груза не должен превышать указанного в паспорте.
- Канатные стропы, ветви которых изготовлены из канатов с органическим сердечником, допускается применять для транспортирования грузов, имеющих температуру не выше 100°С, а стропы, ветви которых изготовлены из канатов с металлическим сердечником, с заделкой концов каната опрессовкой алюминиевыми втулками, - не выше 150°С.
- Грузоподъемность стропов с ветвями из каната со стальным сердечником при перемещении грузов, имеющих температуру от 250 до 400°С, снижают на 25 %; перемещение грузов, имеющих температуру свыше 400°С, не допускается.
- Грузоподъемность цепных стропов, предназначенных для перемещения грузов, имеющих температуру свыше 300°С, но не более 500°С, снижают на 25 %, а свыше 500°С - на 50 %.
- Отклонение длины ветвей, используемых для комплектации одного стропа, не должно превышать 1 % от длины ветви.
- Разрешение на эксплуатацию строп записывается в специальный журнал учета и осмотра лицом, ответственным за безопасное производство работ кранами.
- В процессе эксплуатации строп владелец должен периодически производить ее осмотр в следующие сроки: стропов - каждые 10 дней; редко используемых съемных грузозахватных приспособлений - перед выдачей их в работу.
- Результаты осмотра заносятся в журнал осмотра грузозахватных приспособлений.
- Браковка колец, петель и крюков производится: при наличии трещин; при износе поверхности элементов или местных вмятинах, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10%; при наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5%.
- Для оценки безопасности использования канатов используют следующие критерии: а) характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок. Число обрывов не следует путать с количеством оборванных концов проволок, которых может быть в 2 раза больше. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учету. В канатах с несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя. В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не учитывается.
Рекомендации по эксплуатации текстильных строп
- Текстильные стропы должны быть защищены от воздействия перемещаемого груза (например: кислоты, щелочи, растворителя, расплавленных веществ). Запрещается перемещение нагретых свыше 100 °С изделий.
- В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки: при обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток; под острые углы металлических грузов (швеллер, уголок, двутавр) необходимо подкладывать подкладки. При этом нужно учитывать расположение центра тяжести груза. Подводить строп под груз следует так, чтобы исключить возможность его выскальзывания во время подъема груза. Обвязывать груз нужно таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этого строповка длинномерных грузов (столбов, труб) должна производиться не менее чем в двух местах;
- На грузе, перегружаемом текстильными стропами, в местах соприкосновения со стропами не должно быть зазубрин и острых кромок, которые могут повредить ленту стропа. Не допускается радиус кромок меньше толщины ленты стропа.
- Рабочие поверхности крюка грузоподъемной машины должны исключать повреждения стропа, не иметь острых кромок, радиус кривизны поверхности, непосредственно соприкасаемой со стропом, должен быть не менее 0,75 несущей ширины стропа.
- Не допускается использование стропов для перемещения грузов, когда извлечение из-под груза происходит с трением стропов, зажатых между грузом и другими поверхностями, а также вытаскивать стропы из-под груза, лежащего на них, размещать места сшивок лент непосредственно на грузозахватном органе.
- При работе со стропами следует избегать рывков и ударов грузов.
- Не допускается принудительная сушка стропов любыми способами.
- Для устранения возможного искрообразования, накапливающегося от трения стропов о части груза, используются следующие способы: обработка препаратом «Антистатик» (периодичность обработки согласно инструкции на использование препарата);
- Не допускается использование стропов, у которых: узлы на несущих лентах стропов; поперечные порезы или разрывы ленты; продольные порезы или разрывы ленты, суммарная длина которых превышает 10 % длины ленты стропа, или единичные разрывы длиной более 50 мм; местные расслоения лент стропа (кроме мест заделки краев лент) на длине в сумме более 0,5 м на одном крайнем шве или на двух и более внутренних швах (при разрыве трех и более строчек шва); местные расслоения лент стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2 м на одном из крайних швов или на двух и более внутренних швах (при разрыве трех и более строчек шва), а также отслоение края ленты или сшивки лент у петли на длине более 10 % длины заделки (сшивки) концов лент; поверхностные обрывы нитей ленты общей длиной более 10 % ширины ленты, вызванные механическим воздействием (трением) острых кромок груза; повреждения лент от воздействия химических веществ (кислоты, щелочи, растворителя, нефтепродуктов и т.д.) общей длиной более 10 % ширины и длины стропа или единичные повреждения более 10 % ширины ленты и длиной более 50 мм; выпучивание нитей из ленты стропа на расстояние более 10 % ширины ленты, в том числе сквозных отверстий диаметром более 10 % ширины ленты от воздействия острых предметов; прожженные сквозные отверстия диаметром более 10 % ширины ленты стропа от воздействия брызг расплавленного металла или наличие более трех отверстий при расстоянии между ними менее 10 % ширины ленты независимо от диаметра отверстий; загрязнение лент (нефтепродуктами, смолами, красками, цементом, грунтом и т.д.) более 50 % длины стропа; расслоение нитей лент.
Ремонт строп не допускается!