Эксплуатация – Стропы текстильные

1. Общие требования

1.1. Стропы текстильные ленточные (далее - стропы) предназначены для транспортирования различных грузов во всех отраслях промышленности.

1.2. Стропы изготовлены в соответствии с ТУ 28.22.19-003-89225915-2019, РД 24-СЗК-01-01

1.3. Стропы маркируются биркой, пришитой внутри петли, с указанием на ней товарного знака предприятия-изготовителя, обозначения стропа, грузоподъемности, длины, даты испытаний и заводского номера, а также других справочных данных.

1.4. Стропы имеют семикратный запас прочности.

2. Указание мер безопасности

2.1. При эксплуатации стропов следует руководствоваться Правилами безопасности.

2.2. Владельцы съемных грузозахватных приспособлений обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего осмотра, надзора и обслуживания согласно требованиям правил безопасности.

2.3. Строповка грузов должна производиться по технологическим картам в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона;

2.4. Стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между ветвями не превышал 90°. ЗАПРЕЩАЕТСЯ использование стропов при отклонении ветвей от вертикали более чем на 45°. Допускаемые нагрузки на ветвь (см. таблицу).

2.5. Соединение крюка грузоподъемной машины с подвесками, петлями стропов должно быть надежным. Подвеска стропа должна фиксироваться замком крюка. Монтажная петля должна закрепляться защелкой в звене крюка стропа.

2.6. В целях предупреждения падения грузов во время подъема и перемещения их кранами следует соблюдать следующие правила строповки: при обвязке груза стропы должны накладываться без узлов и перекруток; под острые углы металлических грузов (швеллер, уголок, двутавр) необходимо подкладывать подкладки. При этом нужно учитывать расположение центра тяжести груза. Подводить строп под груз следует так, чтобы исключить возможность его выскальзывания во время подъема груза. Обвязывать груз нужно таким образом, чтобы во время его перемещения исключалось падение его отдельных частей и обеспечивалось устойчивое положение груза при перемещении. Для этого строповка длинномерных грузов (столбов, труб) должна производиться не менее чем в двух местах; неиспользованные для зацепки концы многоветвевого стропа должны быть укреплены так, чтобы при перемещении груза краном исключалась возможность задевания за встречающиеся на пути предметы.

2.7. На грузе, перегружаемом стропами, в местах соприкосновения со стропами не должно быть зазубрин и острых кромок, которые могут повредить ленту стропа. Не допускается радиус кромок меньше толщины ленты стропа.

2.8. Рабочие поверхности крюка грузоподъемной машины должны исключать повреждения стропа, не иметь острых кромок, радиус кривизны поверхности, непосредственно соприкасаемой со стропом, должен быть не менее 0,75 несущей ширины стропа.

2.9. Запрещается использование стропов для перемещения грузов, когда извлечение из-под груза происходит с трением стропов, зажатых между грузом и другими поверхностями, а также вытаскивать стропы из-под груза, лежащего на них.

2.10. Многоветвевые грузоподъемные стропы разрешается нагружать до максимальной грузоподъемности, указанной на маркировочной бирке, только при симметричной нагрузке на все его ветви. Нагрузка может рассматриваться как симметричная, если одновременно выполняются все приведенные ниже условия:

2.10.1. вес подымаемого груза меньше 80 % от указанной на бирке допустимой рабочей грузоподъемности;

2.10.2. углы отклонения всех ветвей стропа от вертикали не меньше 15°;

2.10.3. углы отклонения всех ветвей стропа одинаковы или отличаются друг от друга не более чем на 15°;

2.10.4. в случае трех- и четырехветвевых грузоподъемных стропов противоположные углы в плоскости зачаливания отличаются друг от друга не более чем на 15°.

В противном случае нагрузка считается несимметричной, и классификация процесса подъема должна быть осуществлена компетентным лицом. В сомнительном случае грузоподъемность необходимо снизить на грузоподъемность одной ветви. Если используются не все ветви многоветвевого стропа, то допустимая грузоподъемность снижается соответствующим образом, а отдельные неиспользуемые ветви подвешиваются на подвесное кольцо.

2.11. Соединение крюка грузоподъемной машины с подвесками, петлями стропов должно быть надежным. Подвеска стропа должна фиксироваться замком крюка. Монтажная петля должна закрепляться защелкой в звене крюка стропа.

2.12. Стропы должны быть защищены от воздействия перемещаемого груза (например: кислоты, щелочи, растворителя, расплавленных веществ). Запрещается перемещение нагретых свыше 100 °С изделий.

2.13. Запрещается размещать места сшивок лент непосредственно на грузозахватном органе.

2.14. При работе со стропами следует избегать рывков и ударов грузов.

2.15. Не допускается принудительная сушка стропов любыми способами.

2.16. Для устранения возможного искрообразования, накапливающегося от трения стропов о части груза, используются следующие способы: обработка препаратом «Антистатик» (периодичность обработки согласно инструкции на использование препарата); вымачивание в 2 %-ном растворе поваренной соли в течение 24 ч и далее в течение 2 ч перед началом выполнения работ; заплетка в ленту металлических нитей или лент (не менее двух) с поперечным сечением не менее 0,5 мм2 каждой; заключение ленты в чехол из хлопчатобумажной ткани.

3. Нормы и правила браковки

3.1. Перед началом работ стропы подлежат визуальному осмотру. Согласно требованиям правил безопасности, стропальщики должны проводить осмотр стропов перед их применением для подъема и перемещения грузов грузоподъемными машинами.

3.2. Инженерно-технические работники, ответственные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лица, ответственные за безопасное производство работ кранами и другими грузоподъемными машинами, должны проводить осмотр стропов (за исключением редко используемых) каждые 10 дней, а редко используемых съемных грузозахватных приспособлений - перед выдачей их в работу.

3.3. Перед первым использованием стропа необходимо удостовериться в том, что:

3.3.1. строп соответствует заказу;

3.3.2. на строп имеется паспорт установленного образца;

3.3.3. характеристики и данные о грузоподъёмности, указанные на маркировочной бирке стропа, соответствуют данным в паспорте стропа. Перед каждым использованием стропы следует проверять на наличие видимых повреждений или признаков износа и при необходимости выводить их из эксплуатации – это касается также сомнительных случаев.

3.4. При осмотре стропов необходимо обращать внимание на состояние лент, крюков, подвесок, замыкающих устройств, обойм, карабинов и мест их креплений.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ использование стропов, у которых:

3.4.1. отсутствует клеймо (бирка) или не читаются сведения о стропе; узлы на несущих лентах стропов; поперечные порезы или разрывы ленты; продольные порезы или разрывы ленты, суммарная длина которых превышает 10 % длины ленты стропа, или единичные разрывы длиной более 50 мм; местные расслоения лент стропа (кроме мест заделки краев лент) на длине в сумме более 0,5 м на одном крайнем шве или на двух и более внутренних швах (при разрыве трех и более строчек шва); местные расслоения лент стропа в месте заделки краев ленты на длине более 0,2 м на одном из крайних швов или на двух и более внутренних швах (при разрыве трех и более строчек шва), а также отслоение края ленты или сшивки лент у петли на длине более 10 % длины заделки (сшивки) концов лент; поверхностные обрывы нитей ленты общей длиной более 10 % ширины ленты, вызванные механическим воздействием (трением) острых кромок груза; повреждения лент от воздействия химических веществ (кислоты, щелочи, растворителя, нефтепродуктов и т.д.) общей длиной более 10 % ширины и длины стропа или единичные повреждения более 10 % ширины ленты и длиной более 50 мм; выпучивание нитей из ленты стропа на расстояние более 10 % ширины ленты, в том числе сквозных отверстий диаметром более 10 % ширины ленты от воздействия острых предметов; прожженные сквозные отверстия диаметром более 10 % ширины ленты стропа от воздействия брызг расплавленного металла или наличие более трех отверстий при расстоянии между ними менее 10 % ширины ленты независимо от диаметра отверстий; загрязнение лент (нефтепродуктами, смолами, красками, цементом, грунтом и т.д.) более 50 % длины стропа; расслоение нитей лент.

3.5. Кольца, петели, скобы, подвески, обоймы, карабины, звенья и другие металлические элементы стропов подлежат браковке, если установлено наличие:

3.5.1. трещин; износа поверхности элементов или местных вмятин, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10 % и более; остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 3 %; повреждения резьбовых соединений и других креплений.

3.6. Результаты осмотра текстильных ленточных стропов должны заноситься в специальный журнал.

3.7. Съемные грузозахватные приспособления, не прошедшие осмотра и технического освидетельствования, к работе не допускаются. Неисправные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ. Стропы ремонту не подлежат.

4. Транспортировка и хранение

4.1. Стропы следует хранить в хорошо вентилируемом помещении при температуре от -30 до +30 °С с относительной влажностью воздуха не более 80 %, если они не используются. При этом их располагают на подставках, вдали от источников тепла, не ближе 0,2 м не допуская контактов с химическими веществами, огнем, коррозийными поверхностями, защищая от прямого солнечного света и других источников ультрафиолетового излучения. Прежде чем разместить стропы для хранения, необходимо проверить их на наличие любых повреждений, которые могли появиться при их использовании. Хранение поврежденных стропов не рекомендуется.

4.2. В помещениях, где хранятся стропы, запрещается хранить нефтепродукты и легковоспламеняющиеся вещества.

4.3. Транспортирование стропов после упаковки может производиться любыми видами транспорта в условиях