Эксплуатация – Стропы канатные
1. Общие требования
1.1. Стропы канатные (далее - стропы) предназначены для транспортирования различных грузов во всех отраслях промышленности.
1.2. Стропы изготовлены в соответствии с ГОСТ 25573-82, РД 10-33-93, ТУ 25.93.11-011-89225915-2019
1.3. Стропы маркируются биркой, с указанием на ней предприятия-изготовителя, обозначения стропа, грузоподъемности, длины, даты испытаний и заводского номера, а также других справочных данных.
1.4. Стропы имеют шестикратный запас прочности.
2. Указание мер безопасности
2.1. При эксплуатации стропов следует руководствоваться Правилами безопасности.
2.2. Владельцы съемных грузозахватных приспособлений обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего осмотра, надзора и обслуживания согласно требованиям правил безопасности.
2.3. Строповка грузов должна производиться по технологическим картам в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона;
2.4. Стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между ветвями не превышал 90°.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ использование стропов при отклонении ветвей от вертикали более чем на 45°. Допускаемые нагрузки на ветвь (см. таблицу).
2.5. При прохождении каната стропа по кромкам груза необходимо применять прокладки или кромкозащитные накладки, чтобы предотвратить повреждения, или учесть понижающий коэффициент грузоподъемности. При обвязке грузов стропами не следует допускать изгиба канатов на ребрах груза.
2.6. При ударной нагрузке в расчет берется пониженная грузоподъемность стропа в зависимости от характера такой нагрузки и экспертного решения в целом касательно возможности применения цепного стропа. Действуют следующие понятия:
- легкие удары: возникают, например, во время ускорения при подъеме или опускании;
- средние удары: возникают, например, вследствие соскальзывания цепи, обусловленного ее выравниванием по форме груза;
- сильные удары не допускаются.
2.7. Многоветвевые грузоподъемные стропы разрешается нагружать до максимальной грузоподъемности, указанной на маркировочной бирке, только при симметричной нагрузке на все его ветви. Нагрузка может рассматриваться как симметричная, если одновременно выполняются все приведенные ниже условия:
- вес подымаемого груза меньше 80 % от указанной на бирке допустимой рабочей грузоподъемности;
- углы отклонения всех ветвей стропа от вертикали не меньше 15°;
- углы отклонения всех ветвей стропа одинаковы или отличаются друг от друга не более чем на 15°;
- в случае трех- и четырехветвевых грузоподъемных стропов противоположные углы в плоскости зачаливания отличаются друг от друга не более чем на 15°.
В противном случае нагрузка считается несимметричной, и классификация процесса подъема должна быть осуществлена компетентным лицом. В сомнительном случае грузоподъемность необходимо снизить на грузоподъемность одной ветви. Если используются не все ветви многоветвевого стропа, то допустимая грузоподъемность снижается соответствующим образом, а отдельные неиспользуемые ветви подвешиваются на подвесное кольцо.
2.8. Соединение крюка грузоподъемной машины с подвесками, петлями стропов должно быть надежным. Подвеска стропа должна фиксироваться замком крюка. Монтажная петля должна закрепляться защелкой в звене крюка стропа.
2.9. Не разрешается изменять стропы и их компоненты, например, путём сгибания, шлифования, удаления частей, сверления. Поверхность нельзя обрабатывать кислотами или щёлочами.
2.10. Канатные стропы, ветви которых изготовлены из канатов с органическим сердечником, допускается применять для транспортирования грузов, имеющих температуру не выше 100°С, а стропы, ветви которых изготовлены из канатов с металлическим сердечником, с заделкой концов каната опрессовкой алюминиевыми втулками, - не выше 150°С.
Грузоподъемность стропов с ветвями из каната со стальным сердечником при перемещении грузов, имеющих температуру от 250 до 400°С, снижают на 25 %; перемещение грузов, имеющих температуру свыше 400°С, не допускается.
При регулярном использовании канатных стропов для обвязки грузов с закруглениями, радиусы которых составляют менее 10 диаметров каната, рекомендуется снижать допускаемую нагрузку на ветви стропа.
r/d | Снижение % | r/d | Снижение % | r/d | Снижение % |
менее 0,5 | не допускается | от 1,0 до 2,0 | 35 | свыше 2,5 | 0 |
от 0,5 до 1,0 | 50 | от 2,0 до 2,5 | 25 |
2.11. Перемещение грузов со свободной укладкой их на петлевые стропы вне зависимости от числа петель допускается только при наличии на грузе элементов, надежно предотвращающих его от смещения в продольном направлении.
3. Нормы и правила браковки
3.1. Перед началом работ стропы подлежат визуальному осмотру. Согласно требованиям правил безопасности, стропальщики должны проводить осмотр стропов перед их применением для подъема и перемещения грузов грузоподъемными машинами.
3.2. Инженерно-технические работники, ответственные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лица, ответственные за безопасное производство работ кранами и другими грузоподъемными машинами, должны проводить осмотр стропов (за исключением редко используемых) каждые 10 дней, а редко используемых съемных грузозахватных приспособлений - перед выдачей их в работу.
3.3. Перед первым использованием стропа необходимо удостовериться в том, что:
- стропы соответствует заказу;
- на строп имеется паспорт установленного образца;
- характеристики и данные о грузоподъёмности, указанные на маркировочной бирке стропа, соответствуют данным в паспорте стропа. Перед каждым использованием стропы следует проверять на наличие видимых повреждений или признаков износа и при необходимости выводить их из эксплуатации – это касается также сомнительных случаев.
3.4. При осмотре стропов необходимо обращать внимание на состояние канатов, крюков, подвесок, замыкающих устройств, обойм, карабинов и мест их креплений.
3.5. Браковка колец, петель и крюков производится: при наличии трещин; при износе поверхности элементов или местных вмятинах, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10%; при наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5%.
3.6. Для оценки безопасности использования канатов используют следующие критерии:
3.6.1. характер и число обрывов проволок, в том числе наличие обрывов проволок у концевых заделок, наличие мест сосредоточения обрывов проволок, интенсивность возрастания числа обрывов проволок. Число обрывов не следует путать с количеством оборванных концов проволок, которых может быть в 2 раза больше. Проволоки заполнения не считаются несущими, поэтому не подлежат учету. В канатах с несколькими слоями прядей учитываются проволоки только видимого наружного слоя. В канатах со стальным сердечником последний рассматривается как внутренняя прядь и не учитывается.
3.7. Канатный строп подлежит браковке, если число видимых обрывов наружных проволок каната превышает указанное в таблице:
Стропы из каната двойной свивки Число видимых обрывов проволок на участие канатного стропа длинной
Стропы из каната двойной свивки | Число видимых обрывов проволок на участие канатного стропа длинной | ||
3d | 6d | 30d | |
4 | 6 | 16 |
3.8. Канатный строп подлежит браковке, так же если имеется: разрыв пряди; поверхностный и внутренний износ; поверхностная и внутренняя коррозия; местное уменьшение диаметра каната, включая разрыв сердечника; уменьшение площади поперечного сечения проволок каната (потери внутреннего сечения); деформация в виде волнистости, корзинообразности, выдавливания проволок и прядей, раздавливания прядей, заломов, перегибов и т.п.; повреждения в результате температурного воздействия или электрического дугового разряда. При уменьшении диаметра каната в результате поверхностного износа или коррозии на 7 % и более по сравнению с номинальным диаметром канат подлежит браковке даже при отсутствии видимых обрывов проволок. При уменьшении диаметра каната в результате повреждения сердечника - внутреннего износа, обмятия, разрыва и т.п.
3.9. ЗАПРЕЩАЕТСЯ использование стропов, у которых:
- отсутствие маркировочной бирки или не читаемость указанных характеристик на ней.
- с деформированными коушами или при износе последних с уменьшением первоначальных размеров сечения более чем на 15%;
- с трещинами на опрессовочных втулках или при изменении размера последних более чем на 10% от первоначального;
- с признаками смещения каната в заплетке или втулках;
- с поврежденными или отсутствующими оплетками, или другими защитными элементами при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;
- с крюками, не имеющими предохранительных замков.
3.10. Результаты осмотра заносятся в журнал осмотра грузозахватных приспособлений.
3.11. Съемные грузозахватные приспособления, не прошедшие осмотра и технического освидетельствования, к работе не допускаются. Неисправные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ. Стропы ремонту не подлежат.
4. Транспортировка и хранение
4.1. Грузоподъемные стропы необходимо хранить в сухом месте с защитой от коррозии. Прежде чем разместить стропы для хранения, необходимо проверить их на наличие любых повреждений, которые могли появиться при их использовании. Хранение поврежденных стропов не рекомендуется.
4.2. Транспортирование стропов после упаковки может производиться любыми видами транспорта в условиях, обеспечивающих их сохранность в соответствии с нормами и требованиями настоящей инструкции.