Эксплуатация – Стропы цепные
1. Общие требования
1.1. Стропы цепные (далее стропы) - предназначены для транспортирования различных грузов во всех отраслях промышленности.
1.2. Стропы изготовлены в соответствии с ГОСТ 25573-82, РД 10-33-93, EN 818-4, ТУ 25.93.11-011-89225915-2019
1.3. Стропы маркируются биркой, с указанием на ней - обозначения стропа, грузоподъемности, длины, даты испытаний и заводского номера, а также других справочных данных.
1.4. Стропы имеют четырехкратный запас прочности.
2. Указание мер безопасности
2.1. При эксплуатации стропов следует руководствоваться Правилами безопасности.
2.2. Владельцы съемных грузозахватных приспособлений обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего осмотра, надзора и обслуживания согласно требованиям правил безопасности.
2.3. Строповка грузов должна производиться по технологическим картам в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза должны применяться стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона.
2.4. Стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между ветвями не превышал 90°.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ использование стропов при отклонении ветвей от вертикали более чем на 45°. Допускаемые нагрузки на ветвь (см. таблицу).
2.5. При прохождении цепи стропа по кромкам груза необходимо применять прокладки или кромкозащитные накладки, чтобы предотвратить повреждения, или учесть понижающий коэффициент грузоподъемности. При обвязке грузов цепными стропами не следует допускать изгиба звеньев на ребрах груза.
2.6. При ударной нагрузке в расчет берется пониженная грузоподъемность цепного стропа в зависимости от характера такой нагрузки и экспертного решения в целом касательно возможности применения цепного стропа. Действуют следующие понятия:
2.6.1. легкие удары: возникают, например, во время ускорения при подъеме или опускании;
2.6.2. средние удары: возникают, например, вследствие соскальзывания цепи, обусловленного ее выравниванием по форме груза;
2.6.3. сильные удары не допускаются.
2.7. Многоветвевые грузоподъемные стропы разрешается нагружать до максимальной грузоподъемности, указанной на маркировочной бирке, только при симметричной нагрузке на все его ветви. Нагрузка может рассматриваться как симметричная, если одновременно выполняются все приведенные ниже условия:
2.7.1. вес подымаемого груза меньше 80 % от указанной на бирке допустимой рабочей грузоподъемности;
2.7.2. углы отклонения всех ветвей стропа от вертикали не меньше 15°;
2.7.3. углы отклонения всех ветвей стропа одинаковы или отличаются друг от друга не более чем на 15°;
2.7.4. в случае трех- и четырехветвевых грузоподъемных стропов противоположные углы в плоскости зачаливания отличаются друг от друга не более чем на 15°.
В противном случае нагрузка считается несимметричной, и классификация процесса подъема должна быть осуществлена компетентным лицом. В сомнительном случае грузоподъемность необходимо снизить на грузоподъемность одной цепной ветви. Если используются не все цепные ветви многоветвевого стропа, то допустимая грузоподъемность снижается соответствующим образом, а отдельные неиспользуемые ветви подвешиваются на подвесное кольцо.
2.8. Соединение крюка грузоподъемной машины с подвесками, петлями стропов должно быть надежным. Подвеска стропа должна фиксироваться замком крюка. Монтажная петля должна закрепляться защелкой в звене крюка стропа.
2.9. Не разрешается изменять стропы и их компоненты, например, путём сгибания, шлифования, удаления частей, сверления. Поверхность нельзя обрабатывать кислотами или щёлочами.
2.10. Стропы следует использовать лишь в предписанном температурном режиме с учётом соответствующих понижающих факторов грузоподъемности. Грузоподъемность цепных стропов, предназначенных для перемещения грузов, имеющих температуру свыше 300°С, но не более 500°С, снижают на 25 %, а свыше 500°С - на 50 %.
2.11. Запрещается размещать соединительные элементы цепи непосредственно на грузозахватном органе и грузе.
2.12. Не допускается использование съемных грузоподъемных приспособлений в кислотах, щелочах, химикатах или подвергать их воздействию паров таких веществ. В особо опасных условиях (в море, при подъеме людей или потенциально опасных грузов, например, жидких металлов, едких веществ или радиоактивных материалов) максимально допустимая грузоподъёмность должна быть скорректирована экспертом в соответствии со степенью потенциальной опасности.
3. Нормы и правила браковки
3.1. Перед началом работ стропы подлежат визуальному осмотру. Согласно требованиям правил безопасности, стропальщики должны проводить осмотр стропов перед их применением для подъема и перемещения грузов грузоподъемными машинами.
3.2. Инженерно-технические работники, ответственные за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лица, ответственные за безопасное производство работ кранами и другими грузоподъемными машинами, должны проводить осмотр стропов (за исключением редко используемых) каждые 10 дней, а редко используемых съемных грузозахватных приспособлений - перед выдачей их в работу.
3.3. Перед первым использованием стропа необходимо удостовериться в том, что:
3.3.1. грузоподъёмная цепь соответствует заказу;
3.3.2. на строп имеется паспорт установленного образца;
3.3.3. характеристики и данные о грузоподъёмности, указанные на маркировочной бирке стропа, соответствуют данным в паспорте стропа. Перед каждым использованием стропы следует проверять на наличие видимых повреждений или признаков износа и при необходимости выводить их из эксплуатации – это касается также сомнительных случаев.
3.4. При осмотре стропов необходимо обращать внимание на состояние цепей, крюков, подвесок, замыкающих устройств, обойм, карабинов и мест их креплений.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ использование стропов, у которых:
3.4.1. отсутствие маркировочной бирки или не читаемость указанных характеристик на ней.
3.4.2. цепной строп подлежит браковке при удлинении звена цепи более 3% от первоначального размера и при уменьшении диаметра сечения звена цепи вследствие износа более 10 %.
3.4.3. браковка колец, петель и крюков производится: при наличии трещин; при износе поверхности элементов или местных вмятинах, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10%; при наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5%.
3.4.4. изменение диаметра штифта (бочонок/болт) для грузовых и укорачивающих крюков, для соединительных звеньев и скоб более 10% не допускается.
3.4.5. имеется подвижность штифта соединительного звена.
3.4.6. с крюками, не имеющими предохранительных замков.
3.5. Результаты осмотра цепных стропов должны заноситься в специальный журнал. Стропы, не прошедшие осмотра и технического освидетельствования, к работе не допускаются. Неисправные грузозахватные приспособления, а также приспособления, не имеющие бирок (клейм), не должны находиться в местах производства работ. Стропы ремонту не подлежат.
4. Транспортировка и хранение
4.1. Грузоподъемные цепные стропы необходимо хранить в сухом месте с защитой от коррозии (например, смазывать маслом). Прежде чем разместить стропы для хранения, необходимо проверить их на наличие любых повреждений, которые могли появиться при их использовании. Хранение поврежденных стропов не рекомендуется.
4.2. Транспортирование стропов после упаковки может производиться любыми видами транспорта в условиях, обеспечивающих их сохранность в соответствии с нормами и требованиями настоящей инструкции.